Изготовление масла
Современные производители предлагают большой выбор смазочных материалов. Использование масла строго регламентировано и предусмотрено для заливки в бензиновые или дизельные моторы. Есть универсальные марки, которые подходят к обоим типам. Отдельная категория – смазки, предназначенные для двигателей, оборудованных нагнетателями (турбинами) и ДВС, которые эксплуатируются в экстремальных условиях. В большинстве случаев автолюбители выбирают из двух категорий: синтетика или полусинтетика.
Основное отличие синтетики от полусинтетики в подходе, применяемом изготовителями для их производства. Синтетический продукт изготавливается исключительно из искусственных компонентов по особой, дорогостоящей технологии. Именно поэтому оно стоит дороже и обладает несколько иными эксплуатационными свойствами по сравнению с полусинтетикой.
Основные отличия в технологии
Синтетика и полусинтетика в чем разница? Взяв за основу американскую классификацию моторных масел API, специалисты различают пять технологий, лежащих в основе производства:
- минеральная – является конечным продуктом перегонки нефтепродуктов. В заключительной стадии на продукт (мазут) воздействуют специальными химическими растворителями. В результате реакции в составе масла образуются соединения с различным количеством молекул и примесями. Именно поэтому минеральные масла при эксплуатации показывают нестабильное поведение;
- гидрокрекинга – изготавливается в одну стадию из конечной нефтяной фракции, которую подвергают охлаждению до температуры от 380—430 °С. Процесс происходит в условиях повышенного давления до 5 МП. В результате воздействия катализаторов и водорода происходит очистка от парафиносодержащих компонентов, углеводороды становятся предельными с более стабильной молекулой;
- жесткая гидрокрекинговая – изготовление масла происходит в несколько стадий при температуре от 380—430 °С и увеличенном до 10-15 МП давлении. Для производства используется нефтяная вытяжка (мазут). Очистка от примесей (в том числе и парафиносодержащих элементов) происходит по технологии гидроизомеризации;
- ПАО (полиальфаолефиновая) – технология, при которой получают предельные углеводороды, способом дорогостоящего синтеза из бензиносодержащих соединений или природного газа. В результате реакции все молекулы имеют одинаковый состав. Именно поэтому масло, изготовленное этим способом, незначительно меняет свои свойства при экстремальных условиях эксплуатации;
- эстеры – в производстве используется пальмовое или рапсовое масло, которое гасится спиртосодержащими веществами. Наиболее трудоемкая и дорогостоящая технология, в результате которой образуются сложные молекулы неорганических кислот, имеющие особо прочные связи. Именно поэтому моторные масла, в которых используются эстеры, не меняют свойства даже при длительной эксплуатации. А благодаря особым присадкам способны даже улучшить некоторые показатели с увеличением пробега.
Особенности производства
На основе последних двух технологий производятся моторные масла синтетического класса, однако некоторые производители включают в эту группу и масла, изготовленные по жестко гидрокрекинговой технологии. При внимательном изучении оригинальной упаковки об этом можно прочитать. Отсутствие надписи Full Synthetic Oil говорит о том, что в упаковке в большинстве случаев полусинтетика, так как минеральное масло сегодня встречается очень редко.
Полусинтетика занимает промежуточное положение между минеральным маслом и синтетическим. В ее состав входит определенное количество минеральных компонентов, число которых составляет от 30 до 50% (изготовленных по минеральной технологии), а весь остальной объем – синтетический материал, полученный по технологии ПАО.
В последнее время производители нефтепродуктов, все реже используют способ перегонки, заменяя его на гидрокрекинговую технологию. Это позволяет значительно улучшить качества моторных полустинтетических масел. Для примера, в японской классификации масел, которая отличается более высокими требованиями, к полусинтетике относятся масла, изготовленные на основе гидрокрекинговой и жестко гидрокрекинговой технологии. К синтетическим – только продукты, изготовленные на основе эстеров и ПАО.
Какое масло жиже синтетика или полусинтетика? Этот вопрос волнует тех, кто собирается переходить с минерального масла. Необходимо понимать, что технологические зазоры старых моторов рассчитаны на больший объем масла в критических узлах. Это связано с необходимостью дополнительной смазки, так как минеральное масло не может обеспечить тонкий эффективный защитный слой в отличие от синтетического продукта.
Мнений относительно того, какое масло лучше синтетика или полусинтетика, может быть большое количество. Однако, прежде всего, необходимо исходить из рекомендаций производителя.
Смешивать или нет
Вопрос о том, как отличить синтетику от полусинтетики, актуален для водителей, которые приобрели авто с рук. Они часто не знают, что использовал предыдущий владелец в качестве смазочного материала для ДВС. Самостоятельно определить, что именно залито в мотор, невозможно. Все способы, включая нагревание и замораживание масла, не дадут точного ответа. Необходимо проводить специальный химический анализ, что часто нецелесообразно.
Иногда возникает потребность в доливке технической жидкости. При использовании синтетики необходимо доливать синтетику. Но можно ли мешать синтетику с полусинтетикой? В случаях крайней необходимости такой вариант является единственно верным решением. Доливая синтетику в полусинтетику, не стоит рассчитывать, что масло станет лучше, наоборот, некоторые типы несовместимы, поэтому качество значительно снизится.
Для того чтобы правильно осуществить переход с полусинтетики на синтетику специалисты рекомендуют слить масло, залить промывочную техническую жидкость, которую также необходимо удалить. Затем установить новый масляный фильтр и произвести заливку синтетического (полусинтетического) масла.