Внедорожник ИЖ-14 4х4

На протяжении пяти десятилетий Lada Niva была воплощением «русского внедорожника», и когда мы слышим о русском внедорожнике, мы не можем представить себе ничего другого. Но до этого Ижевский завод пытался разработать собственную версию доступного внедорожника, который покорил бы все, от советских трасс до советской тундры.

Внедорожник ИЖ-14 4х4

В то время (60-е и 70-е годы) было ясно, что СССР нужен компактный, но в то же время внедорожный автомобиль, который бы пришелся по вкусу труженикам колхозов. УАЗ всегда отличался военным колоритом, не нравящимся широким массам, поэтому советским инженерам пришлось задуматься о новых вариантах.

↑ Первый советский внедорожник

Ижевские конструкторы при поддержке Центрального научно-исследовательского автомобильного института НАМИ с энтузиазмом взялись за решение этой задачи. Их целью было создать джип, который бы имел проходимость как УАЗ, но был не такой спартанский по удобствам и дополнительным функциям. Таким образом, вскоре в мире появился автомобиль под названием ИЖ-5. На него был установлен двигатель от раллийной версии Москвича-412, а передняя подвеска была усилена, как у Москвича.

Чтобы иметь представление о том, как будет выглядеть серийный автомобиль, был создан единственный прототип. Поскольку ИЖ-5 абсолютно ничего не позаимствовал у своих западных аналогов, упор делался на функциональность, а его дизайну уделялось мало времени, поэтому он получился прямоугольный и простой.

Имелась еще одна проблема: джип должен был быть максимально простым в сборке, так как завод в Ижевске не имел больших производственных мощностей. Поэтому металлические детали кузова автомобиля, в частности двери и передний капот пришлось изготавливать без сильного и точного прессования, что дополнительно способствовало грубому дизайну автомобиля.

↑ Внедорожник ИЖ-14

По ряду причин ИЖ-5 так и не поступил в серийное производство, но в начале 70-х годов началась разработка новой модели — ИЖ-14. Он создавался на основе своего предшественника и был первым в СССР автомобилем, который одновременно приводил в движение все четыре колеса (4х4). Внешне он также имел «топорный» внешний вид, но завод предупреждал, что этот прототип еще нужно доработать.

Между тем, заводу в Тольятти была дана задача создания точной копии ИЖ-14.

  • Передняя подвеска снова была взята от Москвича;
  • Старая тормозная система была заменена новыми барабанными тормозами с гидравлическим приводом;
  • Коробка передач четырехступенчатая;
  • Максимальная скорость, которую может развить джип, составляет 120 км/ч;
  • Двигатель мог похвастаться 75 лошадиными силами, что крайне недостаточно для машины с претензиями на бездорожье.

Однако до тех пор оставались сомнения, что джип слишком сложен в изготовлении и не готов к серийному производству.

Проблемой также было и то, что завод в Ижевске находится в ведении Минобороны, а завод в Тольятти – Минтранса. Именно поэтому приоритеты двух ведомств оказались совершенно разными, отсюда и сложности с выполнением задачи создания советского массового внедорожника.

↑ Праобраз Лады Нива

Андрей Гречко, тогдашний министр обороны, публично заявил, что предпочел бы разработать новый танк вместо новой советской машины. В чем-то Гречко оказался прав – ИЖ-14 действительно остался в прошлом, но вместо него на первый план вышел прототип ВАЗ-2121, позже ставший всем известной Lada Niva. Ее дизайн напрямую был вдохновлен дизайном ИЖ-14, но к нему удается добавить лучшие характеристики.

Внедорожник ИЖ-14 4х4

Скорость удалось поднять чуть более 130 км/ч. Разгоняться от 0 до 100 км/ч прототип Лады Нива смог за 22,5 секунды. Для сравнения, ИЖ-14 для такого ускорения нужно 33 секунды.

↑ Судьба автолегенды

Прототип предшественника «Нивы» остался всего в одном экземпляре. Его сбросили в бомбоубежище завода в Ижевске, где хранилась прочая ненужная техника. Однако, в какой-то момент сотрудники завода решили, что автолегенда СССР – ИЖ-14 не заслуживает такой печальной участи, и, как могли восстановили внедорожник.

Во время реставрации был почти полностью был изменен интерьер и машина была выкрашена в белый цвет, как самый дешевый вариант ремонта. Затем джип перевезли в музей на заводе, где он находится по сей день.

Ссылка на основную публикацию